ѕодбор персонала профессионально и оперативно с 2000 года
+7 (343) 344-27-31; 345-18-99  «аказать звонок
≈катеринбург
«аказать звонок

Ё —ѕ≈–“ ”–јЋ –џЌќ   јƒ–ќ¬џ’ ”—Ћ”√

15.03.04

¬еричева √алина, директор агентства « адровые технологии»,  г.≈катеринбург

 

 

Ёксперт ”рал.

ѕрозрачные технологии нынче в моде.

 

ѕриходите вы в пивной бар и, пот€гива€ из кружки светлый или темный  (на свой вкус) напиток, можете наблюдать, как за прозрачной пластиковой перегородкой в центре зала на ваших глазах происход€т процессы дображивани€, отстаивани€ и прочие технологические операции по полному циклу. » вот она, следующа€ порци€, готова дл€ вас.  ј какие булочки самые попул€рные в городе? ѕравильно! “еплые, свежие, только что испеченные. ≈сли есть врем€, постойте, понаблюдайте, как все происходит от замеса теста до   «отдыха» готовых булочек.  » на кожевенно-обувном комбинате, и на машиностроительном заводе вам могут  устроить экскурсию, провести по цехам. » видно-пон€тно, как  заготовка превращаетс€ в изделие. Ќикаких секретов.  алькул€ци€-себестоимость-цена. –ынок – получай  товар. ѕокупатель – выбирай.

ћы с вами на рынке кадровом. Ќа каждом  рынке свой товар. ј здесь товар - это что?  «а что платить? —колько платить? —колько-сколько? ј почему?  „то,  и  здесь технологии и себестоимость?

ƒа, здесь тоже свое производство, товар, технологии, себестоимость. »наче какой же это рынок? ¬от только прозрачные  перегородки здесь никто не торопитс€ ставить. —екреты  берегут. ƒл€ начала все-таки стоит определитьс€, о чем мы говорим?  ќ кадровом рынке? ќ рынке труда? ќ рынке кадровых услуг? –азличи€ есть, и раз уж разговор об этом зашел в контексте попул€рных в последнее врем€ рейтингов и “ќѕ-листов, речь стоит вести о рынке кадровых услуг.

 

¬от он – рынок кадровых услуг. ¬от они продавцы и покупатели. „то предъ€вл€етс€ рынку и что ценитс€?

 

—егменты рынка кадровых услуг.

               

≈мкость рынка кадровых услуг определ€етс€ размером бюджета на работу с персоналом. Ќа екатеринбургских предпри€ти€х сейчас расклад такой: сама€ значительна€ часть бюджета традиционно тратитс€ на обучение, развитие персонала; далее – на формирование социального пакета, на корпоративные меропри€ти€;  далее – на рекрутинг;  потребность в кадровом  консалтинге только-только начинает формироватьс€, и покупатель готов платить за эти услуги тоже. Ёто и можно считать сегментами рынка кадровых услуг.

 

»значально лишь небольша€ часть производителей продуктов и услуг  предъ€вл€ли их рынку как кадровые – это рекрутинговые агентства и тренинговые компании.

               

–екрутинг.


Ќесмотр€ на то, что подбор персонала - рекрутинг – наиболее зрелый сегмент рынка, даже здесь не всегда есть четкое и однозначное представление у продавцов и покупателей, что же €вл€етс€ продуктом. –екрутинг – это информационна€ услуга:  поиск, оценка, отбор и представление информации о специалистах, кандидатах на ту или иную вакансию. ¬ыбор, прин€тие решени€, ответственность - за руководителем. Ќо риски рекрутеры готовы делить с клиентом, гарантиру€ замену  кандидата, не прошедшего испытательный срок.

 оличество рекрутинговых агентств в ≈катеринбурге продолжает расти, но не такими быстрыми темпами, как несколько  лет назад.

–еальна€ конкурентна€ борьба разгораетс€ за качество услуги. ќно (качество) оцениваетс€  клиентом по трем параметрам:


  • ѕродолжительность работы нового сотрудника, подобранного агентством (как правило, положительные отзывы со стороны клиента, если кандидат работает  более одного года),
  • —облюдение рекрутерами всех сроков и временных параметров в процессе работы над заказом, согласованных с клиентом,
  • ”ровень клиентского сервиса (чаще всего здесь подразумеваетс€  соответствие представл€емых кандидатов за€вленным требовани€м).

 

 ачество услуги в рекутинге зависит от технологий и профессионализма, уровн€ интеллекта рекрутеров.  лиент, определ€€сь, с каким агентством он будет работать, все чаще задает вопросы о технологических особенност€х: о технологи€х поиска, технологи€х оценки специалистов. —покойней и надежней работать с тем агентством, которое регул€рно представл€ет отчеты о проделанной работе, обосновывает, аргументирует свои  предложени€, т.е. не только демонстрирует технологичность, но и обеспечивает ее прозрачность, пон€тность.

 

–ынок образовательных услуг (бизнес-образование).  ≈ще недавно прин€то было понимать под услугами этого рынка обучающие, тренинговые программы.  —ейчас – это уже обучающа€ программа с сопутствующим сервисом по организации обучени€ и последующих поддерживающих процедур.

 то представлен  сегодн€  на этом  рынке?

 

  • »ногородние тренинговые компании (в основном ћосква и Ќовосибирск, иногда „ел€бинск) приглашают на свои тренинги  и семинары
  • ћестные учебные центры и тренинговые компании имеют штатных тренеров и провод€т меропри€ти€ своими силами
  • “ак называемые «оболочечные» компании, которые провод€т тренинги и семинары силами привлеченных тренеров как местных, так и иногородних, на договорных услови€х
  • “ренеры, которые позиционируютс€ как «свободные художники» с собственными наработками (здесь необходимо решени€ принимать особенно осторожно;  заманчиво, конечно, пригласить такого тренера,  по цене это процентов на 50 дешевле, но риски велики).

 

ќтдельно стоит сказать о новых, нарождающихс€ услугах:

 

  • ќрганизаци€ обучени€ как комплексна€ услуга дл€ компании (определение потребности в обучении, организаци€ обучени€ и оценка эффективности затрат на обучение) как внешнюю аутсорсинговую услугу не предъ€вл€ет рынку пока никто.
  • –азработка индивидуальных программ профессионального развити€ и планировани€ карьеры дл€ “ќѕ-менеджеров. —ейчас она присутствует на рынке только как «побочный продукт» консалтинговых проектов, но  не как отдельна€ услуга.

 

Ќужна независима€ экспертиза образовательных продуктов, консультирование по вопросам соотношени€ цены и качества, но этим сейчас не занимаетс€ никто.  омпании готовы платить  за такие консультации. Ёто и пон€тно. ¬едь таким образом можно минимизировать риск «выбросить деньги на ветер». ¬ообще оценка эффективности затрат на обучение  - одна из самых актуальных дл€ покупателей образовательных продуктов. Ќужны надежные методы, пон€тные технологии, но их пока нет.

 

–ынок образовательных услуг насыщен, но спрос на качественные образовательные продукты не удовлетворен.  ачественных продуктов €вно не хватает. —ейчас рынок краткосрочного бизнес-образовани€ напоминает «китайскую барахолку»:  товара много – €ркого, броского, но недолговечного. “е, кто не гон€етс€ за дешевизной, отправл€ютс€ за покупками  в фирменные магазины, где товар от  надежных производителей. Ќо не редкость, когда и в фирменном магазине можно попасть на подделку.

„то цен€т клиенты?  ак выбирают  дл€ себ€ программу тренинга или семинара? „ем руководствуютс€? ћы обнаружили такие приоритеты:

 

  • наличие  поддерживающих процедур, посттренинговое сопровождение;
  • «играющего тренера», т.е. тренер должен быть успешен в том, что преподносит другим, быть специалистом в данной предметной области;
  • личность, «харизма», известность тренера
  • отзывы, рекомендации от тех, кто уже был на этих тренингах     

 

—амые попул€рные темы тренингов, потребность в которых как в качественной услуге не удовлетворена:


  • тренинги продаж
  • тренинги командообразовани€
  • тренингии развити€ конкретных управленческих, лидерских навыков

 

 адровый консалтинг. —амый таинственный сегмент. ѕопробуйте тем, кто за€вл€етс€ на рынке с данной услугой, задать несколько простых вопросов. “ акой продукт ¬ы предъ€вл€ете своим потенциальным клиентам? —колько проектов реализовано?   акие поддерживающие процедуры ¬ы предлагаете клиентам в дальнейшем?  ак компании-клиенты сами оценивают результаты ¬ашей де€тельности. ” кого можно получить рекомендации?  »з чего складываетс€ цена на услугу?

—амые распространенные варианты ответов, которые ¬ы получите:

 

  • «ћы можем все. «ависит от компании, от ситуации. ѕоставим диагноз и вылечим» (?!)
  • «“ренинги»
  • «ѕсихологическа€ помощь руководителю» (?!)
  • «ѕсихологическое тестирование»
  • «–азработка должностных инструкций»
  • « адровый аудит»
  • «ѕостановка кадровой службы с нул€»
  • «ѕодготовка обзоров заработных плат»


–екомендателей, клиентов называть не прин€то. ¬опрос о ценообразовании отметаетс€ сразу как некорректный. “ехнологии покрыты тайной, на вопрос о технологи€х обычно отвечают: это авторские разработки, это наше «ноу – хау». »мена консультантов – не секрет, успешных консультантов по вопросам управлени€ персоналом в городе совсем не много, это гордость консалтинговой компании, это почти отдельный брэнд компании.  ќценкирезультатов, качества услуги  почему-то очень сильно различаютс€ у заказчиков и исполнителей.

               

¬ывод: кадровый консалтинг сегодн€ – это скорее  за€вление о намерени€х, чем реальность.

 

 

 оучинг.


ќб стоит сказать отдельно.  Ёто отдельный сегмент рынка кадровых услуг в перспективе. ќн по€вилс€ совсем недавно, но настолько стремительно врываетс€ в бизнес-среду, что нет никаких сомнений - он  приживетс€ на уральской земле. ћы наблюдаем за этим €влением в ≈катеринбурге более трех лет.

 онец 2000 года - слово коучинг в ≈катеринбурге попадает в вакуум, никого отклика в  амбициозных умах и планах тренеров и консультантов не находит, кроме отдельных вопросов любопытствующих “ј что такое коучинг?”.

јпрельска€ 2002 года, выставка “”прпавление предпри€тием. “ехнологии нового века”.  „етыре компании за€вили, что они занимаютс€ коучингом. 

јпрель 2003 года только две компании подтвердили коучинг. Ќачина€ с осени 2003 года в ≈катеринбурге начинаетс€ насто€щий коучинговый бум.

¬ марте 2004 года мы насчитали уже более 30 специалистов по коучингу. ћногие из ново€вленных коучей торопливо нат€гивают на себ€ модную одежку, перелицовывают старые костюмы: едва познакомившись с коучингом по книгам и стать€м,  за€вл€ют: «ƒа € же самый насто€щий коуч (коучер), именно коучингом € и занимаюсь много лет».  “ак и по€вл€ютс€ на страницах уважаемых местных журналов удивительные статьи о коучинговых бизнес-центрах с трехлетним опытом работы и трогательными истори€ми их клиентов, которые, м€гко говор€, выдуманы. ѕростой вопрос “√де ¬ы учились коучингу?» приводит их в замешательство.  оуч не может быть экспертом, коуч не психотерапевт, коучинг не работает с прошлым, а только с будущим, с цел€ми, реальностью и возможност€ми, коуч не учит жить, а только помогает осознать эти цели, реальность, возможности и оказывает поддержку на пути к этим цел€м.

 

” коучинга, действительно, большое будущее, но сейчас, когда услуга еще не сформировалась, мы наблюдаем приток  дилетантов, велика опасность дискредитации коучинга как бизнес-услуги. ќсновной критерий при выборе коуча - это  специальное обучение, наличие сертификатов международного образца.   » главное (!) -  рыночный подход: четкое название продукта, пон€тное ценообразование, прозрачна€ технологи€.

 

 

¬ перспективе мы ожидаем активизацию рыночного поведени€ со стороны организаций, предлагающих услуги по формированию социального пакета (страховые компании, фитнесс-клубы, компании, организации, занимающиес€ корпоративными праздников и т.п.). Ќи сами эти компании, ни покупатели, ни средства массовой информации, ни организаторы выставок пока не осознали процесса формировани€ нового сегмента рынка кадровых услуг.  ѕотребность в подобных услугах будет нарастать по мере того, как социальный пакет будет приобретать значимость в компенсационной политике компаний. 

 

√лавный вывод – рынок кадровых услуг как таковой в ≈катеринбурге еще находитс€ в стадии формировани€.

» тем не менее, кадровые проблемы в компани€х обостр€ютс€,  помощь руководител€м в решении этих вопросов нужна. –ынок кадровых услуг будет развиватьс€.

¬ыводы и советы при выборе производител€ услуги: прозрачна€ технологи€, продуктовый рыночный подход, пон€тные принципы ценообразовани€, опыт и наличие специальных сертификатов у консультантов и тренеров, достигнутые результаты и отзывы клиентов.

 

ѕиво намного при€тнее, когда понимаешь, что  дображивание  не может происходить после отстаивани€, и когда видишь, что именно так это и происходит с продуктом, который тебе предлагают.