Подбор персонала профессионально и оперативно с 2000 года
+7 (343) 344-27-31; 345-18-99  Заказать звонок
Екатеринбург

МОНИТОРИНГ РЫНКА РЕКРУТИНГОВЫХ УСЛУГ. ДИНАМИКА 2009 – 2017

МОНИТОРИНГ РЫНКА РЕКРУТИНГОВЫХ УСЛУГ. ДИНАМИКА 2009 – 2017

14 августа 2017


Скачать PDF-версию

ЕКАТЕРИНБУРГ | ЧЕЛЯБИНСК | ПЕРМЬ | ТЮМЕНЬ | УФА 

период исследования апрель-май 2017г.

 

I. Мониторинг рекрутинговых услуг уральского региона

1. Введение

Мониторинг рекрутинговых услуг уральского региона — ежегодное исследование АРАУ. Целью исследования является оценка текущего состояния рынка, отслеживание динамики происходящих изменений, прогноз развития на ближайший период.

 

География АРАУ расширяется и в 2017 году к нам присоединились агентства из Уфы и Тюмени.

 

География исследования:

• Екатеринбург

• Пермь

• Тюмень

• Уфа

• Челябинск

 

Источники исследования:

• Электронные справочники-каталоги предприятий;

• Job-порталы;

• Сайты агентств по подбору персонала;

• Данные АРАУ по мониторингу рынка рекрутинговых услуг прошлых периодов;

• Анкетирование;

• Экспертный опрос руководителей компаний-членов АРАУ.

 

На первом этапе специалистами АРАУ был составлен общий список компаний в сфере кадрового консалтинга и подбора персонала, представленных в интернете. Из перечня, насчитывающего более 300 организаций, предметом исследования стали 85 компаний, отвечающие следующим критериям:

- Организация имеет актуальный/рабочий сайт, «живые» телефонные номера;

- В агентстве есть текущие открытые вакансии;

- Услуга по подбору персонала занимает не менее 30% в общем портфеле услуг компании.

 

2. Перечень кадровых агентств

 

file/foto/223_1.jpg

file/foto/223_2.jpg

file/foto/223_3.jpg

file/foto/223_4.jpg

file/foto/223_5.jpg

 

3. Динамика количества рекрутинговых агентств 2009-2017 г.г.

 

Количество ключевых игроков на региональном рынке принципиально не изменилось. Произошла ротация и изменение качественного состава. Некоторые агентства перепрофилировались и ушли с рынка рекрутинга, некоторые, напротив, усилили свои позиции, нарастив долю услуги подбора персонала в обороте компании. Ротация компаний в общем числе составила 20%.

 

file/foto/223_6.jpg

Как видим, рынок рекрутмента в 2017 году стабилизировался, наметился положительный тренд. Ключевые игроки отмечают сохранение объёма продаж услуг по подбору услуг и в некоторых случаях отмечен рост выручки на 20% по сравнению с прошлым периодом.

 

4. Представленность федеральных и международных рекрутинговых компаний в регионе

 

Доля федеральных и международных компаний на региональном рынке рекрутинговых услуг составляет 12%.

 

file/foto/223_7.jpg

Офисы международных компаний открыты, в основном, в Екатеринбурге (в рассматриваемом регионе). Это такие компании, как Kelly Services, Анкор, Adecco, Brainpower, Coleman Services и Exelect. Самая разветвленная филиальная сеть у компании Анкор: представительства, помимо Екатеринбурга, открыты также в Челябинске, Тюмени, Уфе и Перми. Компании федерального уровня своё присутствие на Урале ограничивают преимущественно Екатеринбургом. В столице среднего Урала работают офисы IBC Human Resources (еще один офис в Перми), Вентра и Консорт.

 

 

 

 

 

 

5. Длительность присутствия компаний на рынке рекрутмента

 

file/foto/223_8.jpg

Половина компаний по подбору персонала в регионе (51%) обладает более чем десятилетней историей. Практически в каждом из рассматриваемых городов (за исключением Уфы) успешно работают агентства, стоявшие у истоков отрасли. Такие компании во многом оказали влияние на формирование рекрутинга на Урале: Карьера (1991г.), Метрополис (1995 г.), IBC Human Resources (1996г.) в Екатеринбурге, Аванта-Сервис (1995 г.) в Перми, Аналитик-Центр (1997 г.) в Тюмени, ТИРС (1994г.) и Бизнес и Кадры (1995) в Челябинске. Последние годы соотношение агентств - «старожилов» и агентств-«новичков» остаётся неизменным. Происходит естественная ротация: ежегодно два-три агентства открываются, два-три прекращают свою деятельность в сфере подбора, поэтому можно говорить об устоявшемся рынке.

 

 

 

 

 

6. Специализация

 

Услугу по подбору квалифицированного персонала можно заказать практически в любом кадровом агентстве. Но только 23% от общего числа компаний могут закрыть все потребности по подбору персонала для своих клиентов и выполнить комплексный проект по формированию команды: от Руководителя до рядовых специалистов и рабочих.

 

file/foto/223_9.jpg

 

Позволить себе быть узкопрофильным агентством могут немногие. В регионе только две компании четко обозначают специализацию: 1) подбор ИТ-специалистов и 2)подбор медицинского персонала.

 

Почти 90% компаний имеют диверсифицированный продуктовый портфель и оказывают сопутствующие услуги: консалтинг, бизнес-обучение, кадровый аудит, мониторинг рынка труда и т.п.

 

7. Ценовая политика

 

Основной критерий, на который ориентируются рекрутеры при формировании цены за подбор специалиста – это годовой фонд оплаты труда (ГФОТ). В процентах от ГФОТ подбираемого специалиста исчисляется гонорар агентства. Фиксированный гонорар можно встретить в агентствах, работающих по определённому уровню позиций, и конкретная цифра выведена эмпирическим путём при повторяющихся заказах. При проведении анализа ценовой политики компаний мы ориентировались на размер гонорара как процент от ГФОТ, при этом брали усреднённое его значение (процент за подбор ТОП-менеджера может быть выше, равно как и процент за подбор рядового сотрудника или за массовый подбор, будет ниже)

 

На диаграмме можно видеть абсолютные показатели количества агентств, работающих в том или ином ценовом диапазоне.

 

file/foto/223_10.jpg

 

file/foto/223_11.jpg Для наглядности представим процентное соотношение В верхнем эшелоне (гонорар свыше 20% ГФОТ) работают в международные компании. Сегмент «Средний плюс» (14-19%) представляют компании федерального уровня, локальные компании с многолетним опытом работы, репутацией и большим штатом рекрутеров. Значимый для Екатеринбурга, но мало представленный в других городах региона «средний» сегмент (11-13%) представляют локальные компании с небольшим штатом. Специализирующиеся в основном на подборе квалифицированного персонала и функциональных руководителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

file/foto/223_12.jpg Зрелость рынка рекрутмента в регионе можно косвенно оценить по ценовой политике компаний по подбору персонала. В Екатеринбурге почти половина компаний (45%) работают в ценовом диапазоне выше 14% ГФОТ. В процентном соотношении ситуация схожа с уфимским рынком подбора персонала, однако в Уфе отсутствует прослойка среднего ценового сегмента (10-13%). 

 

 

 

 

file/foto/223_13.jpg

 

 

 

 

В Челябинске и Перми заметное влияние на рынок оказывают компании, работающие в нижнем ценовом сегменте (гонорар ниже 10% ГФОТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

file/foto/223_14.jpg

 

Тюмень по результатам исследования показала себя как наиболее демократичный регион в части политики ценообразования. Клиент работодатель имеетпрактические равные возможности для выбора партнёра по подбору персонала в каждом из сегментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Востребованность услуг кадровых агентств

 

На ежегодной конференции «ВЕТЕР ПЕРЕМЕН», организатором которой является Ассоциация рекрутинговых агентств Урала, среди участников был проведен опрос для оценки качества услуги внешнего подбора персонала в Екатеринбурге. Специалисты по управлению персоналом ответили на 3 вопроса:

 

1. Имеет ли Ваша компания опыт работы с кадровыми агентствами?

2. Если есть опыт сотрудничества, то, как можно оценить его результаты?

3. Если компания не заказывает услуги в кадровых агентствах, то, что послужило этому причиной?

 

file/foto/223_15.jpg В исследовании приняли участие 70 компаний Уральского региона. Порядка 80% опрошенных компаний работают в г. Екатеринбурге. Опрос показал, что половина компаний-участников данного исследования хотя бы однажды пользовалась услугами кадровых агентств. Причем размер компании не имеет значения при принятии решения о сотрудничестве с внешними рекрутерами.

 

 

 

 

file/foto/223_16.jpg

 

file/foto/223_17.jpg

 

Распределение респондентов по сфере деятельности показало, что производственные компании больше остальных прибегают к помощи внешних рекрутеров. Скорее всего, это связано с наймом узкопрофильных специалистов и квалифицированных рабочих. Сервисные компании к опыту кадровых агентств при подборе и найме персонала обращаются лишь в каждом втором случае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

file/foto/223_18.jpg Почему 49% участников исследования не рассматривает кадровые агентства в качестве партнера - показывает следующая диаграмма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

file/foto/223_19.jpg

 

Опрос показал, что в подавляющем большинстве случаев (95%) рекрутинговому агентству удаётся решить проблему Заказчика по подбору и найму персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование подготовлено и проведено членами Ассоциации рекрутинговых агентств Урала

Компания «АПРАЙТ» (г. Екатеринбург)

Агентство рекрутинга «Люди дела» (г. Екатеринбург)

«IBC Human Resources» (г. Екатеринбург, г. Пермь)

Компания «Кадровые технологии» (г. Екатеринбург)

Кадровый центр «Метрополис» (г. Екатеринбург)

Кадровое агентство «Карьера» (г. Екатеринбург)

Агентство «Бизнес и кадры» (г. Челябинск)

Рекрутинговое агентство «ТИРС» (г. Челябинск)

Кадровое агентство «Успех» (г. Уфа)


 www.arau.su    research@arau.su    +7 (919) 37 666 90