Подбор персонала профессионально и оперативно с 2000 года
+7 (343) 344-27-31; 345-18-99  Заказать звонок
Екатеринбург
Заказать звонок

ТРЕНДЫ ОСЕНИ

ТРЕНДЫ ОСЕНИ

22 ноября 2018


Было приятно получить несколько сообщений с вопросом «Ну когда уже напишете про тренды осени 2018, как было в прошлом году?» Спасибо за интерес и активность.


 

Что  видим, чувствуем мы, рекрутеры «Кадровых технологий»  со стажем работы более 18 лет  на рынке труда. Это не результат   анализа BigDate,  это,  как говорится, наши наблюдения и экспертные выводы.


 

Рынок труда  сегодня: 

 

Не будем забывать, что наиболее востребованные по возрасту  работники ( 23 – 26 лет) рождались в годы демографической ямы и их даже численно мало.

 

В 1993 естественная убыль населения составила 750 т.человек (  25 летние граждане сегодня  )

 

В 1995 естественная убыль – 840 т. человек ( 23 – летние граждане сегодня)  

 

На  6 работающих приходится 5 пенсионеров.

 

При этом растет тенденция к эмиграции : По оценкам Росстата, Россию с 1989 по 2015 г. покинули около 4,5 млн человек.

 

По данным комитета гражданских инициатив  (А.Л Кудрина) «Ежегодно из России уезжает 120  - 130 т. человек. Больше остальных хотят навсегда уехать из России молодые люди с высшим образованием и столь же образованные россияне среднего возраста, а также жители Москвы и Санкт-Петербурга и жители крупных городов от 250 тыс. до 1 млн. человек.   Подробнее на РБК:https://www.rbc.ru/politics/06/10/2016


1. Мир становится плоским и единым для всех категорий  населения. Нет закрытой информации, все источники доступны, все знают все.  Уходит  иерархия   в  отношениях  начальник – подчиненный.  Управление  становится сервисной   функцией,  сотрудник – внутренний клиент.   Ожидание  априори уважительного  отношения относится к  любой должности и не зависит  от  личных результатов работы. Его  отсутствие  все чаще становится причиной увольнения или тайного бойкота.


 

2. Ощущение  нестабильности, беспокойство  буквально разлиты в воздухе.  Практически ни   один  региональный бизнес не может уверенно  и безмятежно  сказать, что у него  рост .

 

Основной ответ  кандидатов на вопрос «Что для Вас важно» – на любой должности практически  одинаков – « Нужна стабильность» .  Стабильность – это не только  количество  лет на рынке и регулярность выплаты ЗП , но и понятные  задачи,  планы на несколько лет вперед, последовательность в действиях,  отсутствие хаотичных решений руководства, выполнение  договоренностей.

 

Основное требование  работодателя – стабильный сотрудник, не «спринтер», чтобы не сбегал при первой трудности. В резюме  три раза по полгода – «Вы сами  себя забанили», серьезная   компания не позвонит.


 

3. Вопрос работы  выходит  в головах наших граждан на первый план. Разговоры о  начальниках , вакансиях,  желании  уволиться, изменениях в заработной плате, потребности в кадрах, жалобы на качество  персонала   слышу везде, где приходится бывать: на конференциях, в  транспорте, в спортзале,  в очереди в магазине, в лифте.  Не потому, что на  это ум заточен)), а  потому что  вопрос работы относится  к базовым ценностям, и сейчас эта ценность в зоне неустойчивого равновесия.


 

4. Бизнесу нужны решатели  и перформеры. «Найдите  кандидата , который сам проанализирует ситуацию, сам увидит проблему, найдет решение и организует  его реализацию».  Таких решателей единицы, и чаще они  сами  предприниматели. Поэтому  кандидатов много, а  вакансии висят месяцами.  «НАСА планету новую нашли, а вы кандидата найти не можете»? Таких  - не можем.

 

На мой взгляд,  решатели особо востребованы, когда бизнес в растерянности, нет   продуманных  и просчитанных планов, оцифрованных  задач. И компания « «Перформия»,  обещая выявить  таковых,  иллюзорно  снимает  часть ответственности с уставших от нее   руководителей, поэтому  очень популярна.  Вспоминаю  цитату Святослава Бирюлина   «Выдавая  только телефон, компьютер  и план продаж менеджеру по продажам, Вы все еще думаете, что Вы управляете бизнесом?» (С. Бирюлин,  Sapiens Conculting)


 

5. Частота случаев «недержания» стала статистически значимой:

 

-кандидаты  обещают прийти на собеседование, не приходят, а потом не берут трубку

 

- финалисты подписывают оффер и не выходят в согласованный срок

 

- руководители легко дают обещания, не прописывают договоренности и потом «забывают» или трактуют по - другому

 

Слово перестает нести смысл действия. «Сказано- сделано» - хорошая, но  неактуальная  поговорка.


 

6. Однозначный  рынок кандидата , если речь идет о  ключевых рядовых специалистах: менеджер по продажам, конструктор, технолог, оператор  станка с ЧПУ и  др. Например, в день поступает от 10 до  15 звонков с предложениями тем, кто  от 1  года в активных продажах. Примерно одинаковые условия,  одинаковые офисы, одинаково  конкурентные  рынки.

 

Различия в  принятых стандартах поведения,  личности руководителя, удаленности от дома, цвете зарплаты.  И часто выбор идет в основном,  по этим признакам.  Рынок кандидатов – это « я   внимательно  буду выбирать, не  спешу»  « мне удобнее   прийти завтра », «я еще не решил, интересны ли вы мне» , «перезвоните мне  через неделю»  «у Вас всего 25 тр оклад, это очень мало».


 

7. Работа по найму перестала быть единственным источником дохода.  По любой вакансии от кандидата можно услышать:  «У меня свой салон красоты, но есть время,  ищу   еще работу» ,  «у меня интернет-магазин, небольшой», «я размещаю акции» , «у меня работа ассистентом  преподавателей он-лайн курсов, есть свободное время» , «я помогал другу строить дом, был прорабом». «Я подрабатываю переводчиком», «репетитором», «копирайтером», «фотографом» и пр. Это от желания делать  свое и нежелания  зависеть  полностью  от  работодателя или  государства.


 

8. Выросла ценность  личного времени, даже при поиске новой работы.  Набираю  работающих кандидатов  по размещенному резюме  после   18.00  ,  слышу  фразы: «Вы почему так поздно звоните?» «Вы что, на часы не смотрите»?   «Давайте  созвонимся завтра в рабочее время».   Важно  оговориться, это всегда были молодые люди, до 30 лет.


 

9. Все более привлекательной для  молодежи становится  работа в гос. учреждениях. И  не только потому, что  там стабильно, а  еще потому, что все более современным по форме становится гос. управление –  разнообразные   проекты, программы,   новые структуры,  цифровизация.  Вообщем,   движения  там достаточно и молодежь реагирует.


 

10. Хорошая новость в итоге: тренды 1- 9 заставляют  бизнес   активно развивать  свои  управленческие компетенции:   внедрять маркетинг,  заботиться об имидже и бренде работодателя, описывать ключевые бизнес- процессы, учиться планировать, ставить  конкретные задачи.  Автоматизировать рутинные функции, чтобы не зависеть от текучки, и  при этом применять гибкие формы занятости, чтобы удержать лучших Создавать в своем бизнес – пространстве атмосферу стабильности и  спокойной уверенности, быть в диалоге с сотрудниками, а не в позиции умного начальника.  

 

А значит, будут  жить  и развиваться  компании,  которые    чуткие к  трендам,   быстрые в реагировании и при этом  последовательные в стратегии.  А ведь такого работодателя и ищут лучшие  кандидаты.