ЭКСПЕРТ УРАЛ РЫНОК КАДРОВЫХ УСЛУГ
15.03.04
Веричева Галина, директор агентства «Кадровые технологии», г.Екатеринбург
Эксперт Урал.
Прозрачные технологии нынче в моде.
Приходите вы в пивной бар и, потягивая из кружки светлый или темный (на свой вкус) напиток, можете наблюдать, как за прозрачной пластиковой перегородкой в центре зала на ваших глазах происходят процессы дображивания, отстаивания и прочие технологические операции по полному циклу. И вот она, следующая порция, готова для вас. А какие булочки самые популярные в городе? Правильно! Теплые, свежие, только что испеченные. Если есть время, постойте, понаблюдайте, как все происходит от замеса теста до «отдыха» готовых булочек. И на кожевенно-обувном комбинате, и на машиностроительном заводе вам могут устроить экскурсию, провести по цехам. И видно-понятно, как заготовка превращается в изделие. Никаких секретов. Калькуляция-себестоимость-цена. Рынок – получай товар. Покупатель – выбирай.
Мы с вами на рынке кадровом. На каждом рынке свой товар. А здесь товар - это что? За что платить? Сколько платить? Сколько-сколько? А почему? Что, и здесь технологии и себестоимость?
Да, здесь тоже свое производство, товар, технологии, себестоимость. Иначе какой же это рынок? Вот только прозрачные перегородки здесь никто не торопится ставить. Секреты берегут. Для начала все-таки стоит определиться, о чем мы говорим? О кадровом рынке? О рынке труда? О рынке кадровых услуг? Различия есть, и раз уж разговор об этом зашел в контексте популярных в последнее время рейтингов и ТОП-листов, речь стоит вести о рынке кадровых услуг.
Вот он – рынок кадровых услуг. Вот они продавцы и покупатели. Что предъявляется рынку и что ценится?
Сегменты рынка кадровых услуг.
Емкость рынка кадровых услуг определяется размером бюджета на работу с персоналом. На екатеринбургских предприятиях сейчас расклад такой: самая значительная часть бюджета традиционно тратится на обучение, развитие персонала; далее – на формирование социального пакета, на корпоративные мероприятия; далее – на рекрутинг; потребность в кадровом консалтинге только-только начинает формироваться, и покупатель готов платить за эти услуги тоже. Это и можно считать сегментами рынка кадровых услуг.
Изначально лишь небольшая часть производителей продуктов и услуг предъявляли их рынку как кадровые – это рекрутинговые агентства и тренинговые компании.
Рекрутинг.
Несмотря на то, что подбор персонала - рекрутинг – наиболее зрелый сегмент рынка, даже здесь не всегда есть четкое и однозначное представление у продавцов и покупателей, что же является продуктом. Рекрутинг – это информационная услуга: поиск, оценка, отбор и представление информации о специалистах, кандидатах на ту или иную вакансию. Выбор, принятие решения, ответственность - за руководителем. Но риски рекрутеры готовы делить с клиентом, гарантируя замену кандидата, не прошедшего испытательный срок.
Количество рекрутинговых агентств в Екатеринбурге продолжает расти, но не такими быстрыми темпами, как несколько лет назад.
Реальная конкурентная борьба разгорается за качество услуги. Оно (качество) оценивается клиентом по трем параметрам:
- Продолжительность работы нового сотрудника, подобранного агентством (как правило, положительные отзывы со стороны клиента, если кандидат работает более одного года),
- Соблюдение рекрутерами всех сроков и временных параметров в процессе работы над заказом, согласованных с клиентом,
- Уровень клиентского сервиса (чаще всего здесь подразумевается соответствие представляемых кандидатов заявленным требованиям).
Качество услуги в рекутинге зависит от технологий и профессионализма, уровня интеллекта рекрутеров. Клиент, определяясь, с каким агентством он будет работать, все чаще задает вопросы о технологических особенностях: о технологиях поиска, технологиях оценки специалистов. Спокойней и надежней работать с тем агентством, которое регулярно представляет отчеты о проделанной работе, обосновывает, аргументирует свои предложения, т.е. не только демонстрирует технологичность, но и обеспечивает ее прозрачность, понятность.
Рынок образовательных услуг (бизнес-образование). Еще недавно принято было понимать под услугами этого рынка обучающие, тренинговые программы. Сейчас – это уже обучающая программа с сопутствующим сервисом по организации обучения и последующих поддерживающих процедур.
Кто представлен сегодня на этом рынке?
- Иногородние тренинговые компании (в основном Москва и Новосибирск, иногда Челябинск) приглашают на свои тренинги и семинары
- Местные учебные центры и тренинговые компании имеют штатных тренеров и проводят мероприятия своими силами
- Так называемые «оболочечные» компании, которые проводят тренинги и семинары силами привлеченных тренеров как местных, так и иногородних, на договорных условиях
- Тренеры, которые позиционируются как «свободные художники» с собственными наработками (здесь необходимо решения принимать особенно осторожно; заманчиво, конечно, пригласить такого тренера, по цене это процентов на 50 дешевле, но риски велики).
Отдельно стоит сказать о новых, нарождающихся услугах:
- Организация обучения как комплексная услуга для компании (определение потребности в обучении, организация обучения и оценка эффективности затрат на обучение) как внешнюю аутсорсинговую услугу не предъявляет рынку пока никто.
- Разработка индивидуальных программ профессионального развития и планирования карьеры для ТОП-менеджеров. Сейчас она присутствует на рынке только как «побочный продукт» консалтинговых проектов, но не как отдельная услуга.
Нужна независимая экспертиза образовательных продуктов, консультирование по вопросам соотношения цены и качества, но этим сейчас не занимается никто. Компании готовы платить за такие консультации. Это и понятно. Ведь таким образом можно минимизировать риск «выбросить деньги на ветер». Вообще оценка эффективности затрат на обучение - одна из самых актуальных для покупателей образовательных продуктов. Нужны надежные методы, понятные технологии, но их пока нет.
Рынок образовательных услуг насыщен, но спрос на качественные образовательные продукты не удовлетворен. Качественных продуктов явно не хватает. Сейчас рынок краткосрочного бизнес-образования напоминает «китайскую барахолку»: товара много – яркого, броского, но недолговечного. Те, кто не гоняется за дешевизной, отправляются за покупками в фирменные магазины, где товар от надежных производителей. Но не редкость, когда и в фирменном магазине можно попасть на подделку.
Что ценят клиенты? Как выбирают для себя программу тренинга или семинара? Чем руководствуются? Мы обнаружили такие приоритеты:
- наличие поддерживающих процедур, посттренинговое сопровождение;
- «играющего тренера», т.е. тренер должен быть успешен в том, что преподносит другим, быть специалистом в данной предметной области;
- личность, «харизма», известность тренера
- отзывы, рекомендации от тех, кто уже был на этих тренингах
Самые популярные темы тренингов, потребность в которых как в качественной услуге не удовлетворена:
- тренинги продаж
- тренинги командообразования
- тренингии развития конкретных управленческих, лидерских навыков
Кадровый консалтинг. Самый таинственный сегмент. Попробуйте тем, кто заявляется на рынке с данной услугой, задать несколько простых вопросов. “Какой продукт Вы предъявляете своим потенциальным клиентам? Сколько проектов реализовано? Какие поддерживающие процедуры Вы предлагаете клиентам в дальнейшем? Как компании-клиенты сами оценивают результаты Вашей деятельности. У кого можно получить рекомендации? Из чего складывается цена на услугу?
Самые распространенные варианты ответов, которые Вы получите:
- «Мы можем все. Зависит от компании, от ситуации. Поставим диагноз и вылечим» (?!)
- «Тренинги»
- «Психологическая помощь руководителю» (?!)
- «Психологическое тестирование»
- «Разработка должностных инструкций»
- «Кадровый аудит»
- «Постановка кадровой службы с нуля»
- «Подготовка обзоров заработных плат»
Рекомендателей, клиентов называть не принято. Вопрос о ценообразовании отметается сразу как некорректный. Технологии покрыты тайной, на вопрос о технологиях обычно отвечают: это авторские разработки, это наше «ноу – хау». Имена консультантов – не секрет, успешных консультантов по вопросам управления персоналом в городе совсем не много, это гордость консалтинговой компании, это почти отдельный брэнд компании. Оценкирезультатов, качества услуги почему-то очень сильно различаются у заказчиков и исполнителей.
Вывод: кадровый консалтинг сегодня – это скорее заявление о намерениях, чем реальность.
Коучинг.
Об стоит сказать отдельно. Это отдельный сегмент рынка кадровых услуг в перспективе. Он появился совсем недавно, но настолько стремительно врывается в бизнес-среду, что нет никаких сомнений - он приживется на уральской земле. Мы наблюдаем за этим явлением в Екатеринбурге более трех лет.
Конец 2000 года - слово коучинг в Екатеринбурге попадает в вакуум, никого отклика в амбициозных умах и планах тренеров и консультантов не находит, кроме отдельных вопросов любопытствующих “А что такое коучинг?”.
Апрельская 2002 года, выставка “Упрпавление предприятием. Технологии нового века”. Четыре компании заявили, что они занимаются коучингом.
Апрель 2003 года только две компании подтвердили коучинг. Начиная с осени 2003 года в Екатеринбурге начинается настоящий коучинговый бум.
В марте 2004 года мы насчитали уже более 30 специалистов по коучингу. Многие из новоявленных коучей торопливо натягивают на себя модную одежку, перелицовывают старые костюмы: едва познакомившись с коучингом по книгам и статьям, заявляют: «Да я же самый настоящий коуч (коучер), именно коучингом я и занимаюсь много лет». Так и появляются на страницах уважаемых местных журналов удивительные статьи о коучинговых бизнес-центрах с трехлетним опытом работы и трогательными историями их клиентов, которые, мягко говоря, выдуманы. Простой вопрос “Где Вы учились коучингу?» приводит их в замешательство. Коуч не может быть экспертом, коуч не психотерапевт, коучинг не работает с прошлым, а только с будущим, с целями, реальностью и возможностями, коуч не учит жить, а только помогает осознать эти цели, реальность, возможности и оказывает поддержку на пути к этим целям.
У коучинга, действительно, большое будущее, но сейчас, когда услуга еще не сформировалась, мы наблюдаем приток дилетантов, велика опасность дискредитации коучинга как бизнес-услуги. Основной критерий при выборе коуча - это специальное обучение, наличие сертификатов международного образца. И главное (!) - рыночный подход: четкое название продукта, понятное ценообразование, прозрачная технология.
В перспективе мы ожидаем активизацию рыночного поведения со стороны организаций, предлагающих услуги по формированию социального пакета (страховые компании, фитнесс-клубы, компании, организации, занимающиеся корпоративными праздников и т.п.). Ни сами эти компании, ни покупатели, ни средства массовой информации, ни организаторы выставок пока не осознали процесса формирования нового сегмента рынка кадровых услуг. Потребность в подобных услугах будет нарастать по мере того, как социальный пакет будет приобретать значимость в компенсационной политике компаний.
Главный вывод – рынок кадровых услуг как таковой в Екатеринбурге еще находится в стадии формирования.
И тем не менее, кадровые проблемы в компаниях обостряются, помощь руководителям в решении этих вопросов нужна. Рынок кадровых услуг будет развиваться.
Выводы и советы при выборе производителя услуги: прозрачная технология, продуктовый рыночный подход, понятные принципы ценообразования, опыт и наличие специальных сертификатов у консультантов и тренеров, достигнутые результаты и отзывы клиентов.
Пиво намного приятнее, когда понимаешь, что дображивание не может происходить после отстаивания, и когда видишь, что именно так это и происходит с продуктом, который тебе предлагают.