Подбор персонала профессионально и оперативно с 2000 года
+7 (343) 345-18-99  Заказать звонок
Екатеринбург
Заказать звонок

АУТПЛЕЙСМЕНТ, АУТСТАФФИНГ, АУТСОРСИНГ. Как бизнесу сократить затраты и сохранить команду

Пандемия бросила вызов бизнесу: власти говорят о недопустимости сокращений и урезания зарплат, но реалии диктуют другое. Как сегодня оптимизировать кадровую политику — разбираемся с экспертами.

Кадровые вопросы сегодня как никогда актуальны. Нерабочая неделя, объявленная президентом в конце марта, длится уже второй месяц. В большинстве отраслей предприятия либо закрылись, либо значительно сократили объем производства, либо им пришлось в срочном порядке переориентироваться на выпуск новой продукции или оказания услуг в иной форме. Все это, несомненно, заставило собственников пересмотреть штат. Те, кто смог, сохранили штат и зарплату. Большинству же пришлось сокращать сотрудников, отправлять их в отпуск или пересматривать графики работы и мотивацию.

«За последний месяц количество обращений в кадровые агентства со стороны работодателей выросло. Этот рост обусловлен не запросом на подбор персонала, а обращениями за услугами, связанными с оптимизацией расходов», — поделилась информацией Ксения Проценко, президент Ассоциации рекрутинговых агентств Урала (АРАУ) . Специально для DK.RU компании — члены АРАУ рассказали, какие современные кадровые инструменты помогут бизнесу выйти из пандемии с минимальными потерями.


Ксения Проценко, президент АРАУ:

Рынок кадровых услуг сильно изменился, качественно вырос за 20 лет. Стал более цивилизованным и эффективным. Отношение работодателей, бизнесменов к кадровым провайдерам стало более доверительным. Все больше образуется HR-сообществ, профессиональных объединений. Руководитель бизнеса получит в АРАУ консультацию и узнает о том, какие альтернативные технологии сегодня позволяют оптимизировать его работу.

 

Лариса Богданова, директор кадрового агентства IBC Human Resources:

Кризис — это шанс повысить эффективность, провести полный аудит бизнеса и команды, сделать качественный шаг в будущее. Для этого важно ответить на такие вопросы:

file/foto/ikonka.pngКто в команде незаменим, а кто заменит того, кто незаменим? Это как в спорте: состав №1 и состав на замену. Ведь люди не стоят на месте даже в кризис — хотят новую должность, хотят повысить заработную плату, переехать в другой город, заняться чем-то новым в работе. Вы готовы к переменам? У вас есть кадровый резерв?

file/foto/ikonka.pngВы готовы расстаться с людьми так, чтобы вас возненавидели подчиненные и их семьи, пустили по сарафанному радио плохие новости о компании? Стресс при увольнении занимает третье место по интенсивности переносимых негативных эмоций — после смерти близкого человека и развода. В момент увольнения ваш подчиненный уязвим и испытывает страх перед завтрашним днем. 80% работающих в России не имеют финансовой подушки безопасности, поэтому выход на улицу для них как страшный сон.

По-моему, очевидно, что расставаться с сотрудником надо, желая ему процветания в будущем и вселяя уверенность, что это будущее у него есть. Ведь от умения увольнять в том числе зависит, насколько привлекательным работодателем вы будете завтра по сравнению с конкурентами.

Один из современных инструментов для «качественного» увольнения — аутплейсмент . И специалисты IBC Human Resources готовы в этом помочь:

  • провести exit interview (выходное интервью);
  • подготовить для увольняющегося сотрудника неординарное резюме и сопроводительные письма;
  • составить плана поиска работы;
  • провести тестовое интервью.

Лучшим вариантом станет устройство вашего бывшего сотрудника на новую работу.

Также мы готовы оптимизировать HR-процессы, что в итоге позволит снизить затраты на кадровое делопроизводство и подбор персонала до 60%.

 

Екатерина Карпенко, директор кадрового агентства «Тирс»:

Пандемия и вызванный ею кризис заставили бизнес меняться. Чтобы остаться на плаву, компании должны стремиться к:

file/foto/ikonka.pngлёгкости и манёвренности структуры. А это значит, сохранять ключевые компетенции, а все непрофильные, сопутствующие функции и компетенции выносить в аутсорсинг. Например, для производства необходимо оставить отделы разработок, технологии и IT сопровождения, маркетинга, инженерии, а кадровые и бухгалтерские услуги, логистику, делопроизводство, обслуживание зданий и помещений, рекламу и PR и пр. — вынести за штат;

file/foto/ikonka.pngспособности быстро, в течение 1-2 месяцев, создавать новые продукты и услуги, и перестраивать свои производственные способности;

file/foto/ikonka.pngснижению зависимости от бессрочных трудовых отношений, потому что затраты на фонд оплаты труда, охрану труда и организацию рабочих мест, мотивацию и администрирование персонала являются одними из самых значительных, и трудно поддающихся быстрой оптимизации, ввиду усиливающегося контроля и сложности трудового законодательства.

Инструмент, который можно использовать уже сейчас для оптимизации структуры компании и снижения затрат, — аутстаффинг или кадровый аутсорсинг .

Агентство «Тирс», одно из ведущих агентств Урала, с 2008 года развивает технологию кадрового аутсорсинга, то есть принимает на себя все процессы по администрированию персонала: найм, кадровое документальное сопровождение, охрану труда, обеспечение спец. одеждой и спец. оборудованием, формирование бригад и диспетчеризация, управление трудовыми отношениями, мотивация, увольнение. При этом агентство становится официальным работодателем, и клиентская компания закупает непосредственно услуги самих работников. Оформляются такие отношения между агентством и клиентом как договор оказания услуг.

Экономические выгоды очевидны: сокращение прямых и косвенных затрат на обслуживание персонала до 30%, возмещение НДС, получение зарплатного кредита от агентства. Как известно, аккумулировать на счетах денежные средства для выплаты заработной платы необходимо каждые две недели, в то время как, работая с персоналом по технологии аутсорсинга услуг, компания платит агентству только в конце месяца, при взаимных договорённостях даже спустя полтора или два месяца, после подписании акта выполненных работ.

Аутстаффинг можно использовать и в то время, когда срочно требуется увеличить штат — например, при росте рыночных заказов.

 

Елена Киселева, директор Агентства рекрутинга «Люди Дела»:

Выведение функций, процессов на аутсорсинг в период кризиса — очень удобный формат, который позволяет привлекать трудовые ресурсы по мере необходимости.

Например, если необходимо вести на регулярной основе кадровое делопроизводство в небольшой компании, а перед этим провести аудит, компания оплачиваетза аудит по факту выполнения проекта (аудита), а за регулярное ведение КДП можно вносить абонентскую плату.

Плюсы аутсорсинга для малого бизнеса в том, что для выполнения задач можно привлекать высококвалифицированных экспертов. Прием в штат такого специалиста обойдется дорого, и вряд ли на постоянной основе сможете загрузить его объемом задач.

На аутсорсинг можно передавать и подбор персонала, причем как полностью, так и отдельные задачи. Например, когда необходимо провести интервью по компетенциям с кандидатами на топ-вакансию. Сложностей в поиске не возникло — кандидатов на рынке труда много, но у вас нет менеджера по персоналу, либо он никогда не занимался оценкой ТОПов. Тогда вы можете обратиться в агентство именно за этой услугой, не оплачивая комплексно подбор персонала.

При сокращении штата, можно обратиться за услугой аутплейсмента — в полном объеме либо частично. Это весомый шаг для сохранения репутации и имиджа работодателя. «Люди Дела» с успехом используют этот инструмент в работе. Так, когда один наш заказчик сокращал производственную площадку в Екатеринбурге, мы:

file/foto/ikonka.pngпроводили мастер-классы по поиску работы, составлению резюме, прохождению интервью;

file/foto/ikonka.pngделали аналитику рынка труда и зарплат по конкретным должностям;

file/foto/ikonka.pngпредоставляли перечень компаний, где востребованы сокращаемые специалисты и консультировали их индивидуально, составляя план поиска работы.

 

Вячеслав Сычев, руководитель направления Комапании «Кадровые технологии»

Сейчас у любого бизнеса главный вопрос — чем платить зарплату. Мы 20 лет работаем на рынке подбора и оценки персонала и уверенно можем сказать, что в настоящее время наблюдаем более ответственное и человечное отношение производителей к работникам, желание сохранить людей, сделать необходимые выплаты.

Работа производственных компаний почти не остановилась. И даже те, кто попал под ограничения, набирают кадровый резерв, ожидая отскока экономики.

Что изменилось?

Руководители на собеседованиях очень внимательно оценивают мотивацию кандидата, его готовность работать на условиях работодателя по графику, уровню заработной платы, владению конкретным ПО, готовности совмещать смежные специальности — например,механик со знанием основ электрики. Работодатели не идут на компромиссы, как раньше.

Такой подход позволяет экономить на обучении, подстройке процессов под условия кандидата, снижает риск, что потенциальный не справится и вакансия возобновится.

Но даже сегодня, когда растет безработица, попробуйте найти высокоразрядного слесаря-инструментальщика! Их просто единицы на рынке труда, а подготовка такого специалиста занимает не один год. Поэтому все больше компаний, тщательно считая затраты, готовы отдать на аутсорсинг функции подбора рабочих.

При этом мы рекомендуем выбирать провайдеров, которые будут разбираться в специфике вашего предприятия, задавать много вопросов по основам технологии и корпоративной культуры, потому что подбор квалифицированных рабочих становится сегодня персонализированным процессом.

 

Наталья Воронова, руководитель рекрутингового направления «Апрайт»:

В самом начале периода самоизоляции у меня состоялся разговор с собственником одной региональной компании, мы обсуждали перспективы на ближайшее будущее. Он поделился мыслями относительно своего персонала. «Мы не будем снижать зарплаты сотрудникам — это сделает за нас рынок, сказал он. — Мотивация зависит от выручки. Мы точно знаем своих ключевых специалистов, от них зависит наша отраслевая уникальность, их мы будем удерживать. Но мы не готовы сегодня платить людям, которые напрямую не влияют на бизнес-результат, а просто делают нашу жизнь в офисе более комфортной. Эти функции мы можем покупать у подрядчиков, это безопаснее и эффективнее — аутсорсинговая компания не уйдет на больничный и не уволится, у нее больше ресурсов для качественного выполнения наших задач».

На мой взгляд, такой подход — наиболее разумный сегодня.

Стратегия перевода части функций на аутсорсинг дает возможность детально пересмотреть матрицу функций предприятия, сделать вывод об эффективности затрат на работу с персоналом – туда ли мы вкладываем деньги, тех ли мы стараемся удержать?

 

Юлия Аверина, директор кадрового центра «Метрополис»

Я бы сказала так: все, что экономит ресурсы — финансовые, временные, душевные — сегодня выгодно. Тенденция такая: все, что не относится напрямую к основному бизнесу, лучше отдать подрядчикам. Любые разовые работы лучше передать на аутсорсинг.

Но я хотела поставить акцент еще на одной составляющей при любых оптимизациях персонала — бренде работодателя . То, как компания ведет себя сейчас — это в том числе и ее вклад в своё будущее. Если нужно расстаться с человеком, делайте это мягко, лучше через аутплейсмент или аутстаффинг. Это не дорого, а в итоге снижает общие затраты на этого сотрудника.

Консультировала недавно клиента, у него несколько магазинов одежды в торговых центрах, соответственно, временно не работают. Спрашивал рекомендации, что делать с продавцами и как им платить. Возможность выплачивать зарплату полностью или хотя бы 70% у клиента есть. Значит, нужно выплатить. Чтобы не создавать себе негативную репутацию в глазах работников. Сэкономленные на персонале сейчас деньги «аукнутся» потом. Придется набирать персонал заново, а это немалые затраты. Плюс — «подмоченная» репутация на рынке труда.

Мой прогноз на ближайшие два года таков: будет рынок работодателя, компании смогут диктовать свои условия работникам. Но…это будет недолго. Потом мы опять вернемся к рынку работника.