Понятие бенчмаркинга уже давно вошло в лексикон российских предпринимателей. Однако бенчмарк-тур как регулярная деятельность, специально организуемая сторонним агентом, пока достаточно нова для бизнеса. О том, какую ценность несут бенчмарк-туры для организаций, как минимизировать риски для принимающей стороны и гостя, как не попасть в западню собственных иллюзий – в этом материале.

 

В основном понятие «бенчмарк-тур» близко консалтинговым компаниям, которые, находясь в плотном контакте с клиентами, понимают актуальность запроса и в состоянии выстроить мостик между предприятием-интересантом и принимающей стороной. Построение такой связи – крайне непростая задача.

В определенном смысле такая работа напоминает деятельность брачного агентства

И с той, и другой стороны есть мотивы к сближению. И у тех, и у других есть страхи и препятствия.

 

О целях. Цели для принимающего предприятия и гостей могут кардинально отличаться. Проведем сравнительный анализ.

 

Цели принимающей стороны

file/foto/ikonka.pngПиар предприятия и/или его лидера. В предыдущей статье мы писали о позитивном аспекте такого пиара, когда демонстрация открытости способствует росту доверия потенциальных потребителей или сотрудников. Однако мотивами тут могут служить и личное тщеславие, и политические амбиции руководителя. Причем амбиции могут быть и внутрикорпоративными, если речь идет о крупных компаниях. Такое поведение легко вычисляется, так как имеет явно демонстративный характер с обходом острых углов. Более того, некоторые сферы деятельности организации могут сознательно скрываться или приукрашиваться.

file/foto/ikonka.pngО росте доверия потенциальных потребителей и сотрудников благодаря политике открытости – в материале «Промышленный туризм. Как зарождались бенчмарк-туры в России и мире»Однажды одного из руководителей компании Toyota спросили, почему они открывают свои двери другим, даже конкурентам из автомобильного сектора. Ответ был примерно таким: «То, что доступно всем для наблюдения, – это результат наших прошлых мыслей и идей, воплощенный сегодня в реальность. Копируя его, другие всегда будут отставать. А наши сотрудники, видя таких гостей и принимая политику открытости, понимают, что нам нужно регулярно думать об улучшениях и не останавливаться на достигнутом

 

Цели гостя

file/foto/ikonka.pngНовое для себя: технологии, организация пространства, фишки. Конечно, именно эта цель является ядром ожидаемой ценности планируемой поездки. Любознательных с таким поисковым фокусом – большинство. Охота на фишки – конкретные кейсы, которые можно увидеть, пощупать, оценить, – самая увлекательная часть бизнес-путешествий. Это может быть какой-то новый станок, которого нет у вас, и он обладает уникальными свойствами – делает больше, лучше, быстрее или плюсом ко всему делает дополнительно что-то еще. Или речь может идти о маркетинговой идее, воплощенной в продукте. Так, например, несколько лет назад шли бурные обсуждения между собственниками региональных сетей производства горячей выпечки хлеба прямо в торговом помещении. А сегодня пекарня в магазине – почти норма для большинства продуктовых ретейлеров
file/foto/ikonka.pngНовое для себя в организации производства и менеджменте. Такая фокусировка гостя – скорее исключение из правил. Увидеть управленческие процессы извне достаточно сложно. Большая часть менеджмента недоступна для внешнего наблюдения и скрывается в компьютерных системах или в головах сотрудников. Да и то, что мы наблюдаем и оцениваем, чаще отражает именно наш мир, наши настройки, наше восприятие. Это лишь зеркало реальности, а не сама реальность. Поэтому при таком фокусе существенное значение имеет то, каким образом принимающая сторона организует восприятие информации гостями. Имеет значение, кто говорит, что говорит, что и как показывает и так далее. Такая подготовка принимающей стороны требует проектирования экскурсионного процесса, специального отбора и обучения сотрудников, технической и логистической базы.
file/foto/ikonka.pngПроверка собственных идей. Такая фокусировка похожа на разновидность предыдущих, но отнюдь не является таковой. Если гость приезжает, наблюдает и сам делает выводы, то это точно часть предыдущих мотивов. Но если такая возможность анонсирована заранее, у гостя заготовлен кейс к поездке, если отведено специально время и место для того, чтобы представители принимающей стороны или приглашенные гости могли бы над ним поработать, – это совсем другое дело. Такие возможности в бизнес-туре – скорее исключение из правил.

Если вы настроены серьезно и хотели бы реализовать свои интересы по максимуму, то стоит присмотреться к следующим рекомендациям экспертов.
 
Когда бенчмарк-туры малоэффективны
file/foto/ikonka.pngКогда хозяева показывают потемкинские деревни. Предвидеть такое сложно, но вот рекомендации тех, кто уже побывал на этом предприятии, можно учесть.
file/foto/ikonka.pngКогда со стороны хозяев участвуют только рядовые исполнители, которые не знают ответов на многие вопросы. Это можно уточнить, увидев программу тура.
file/foto/ikonka.pngКогда гости имеют очень разные цели посещения. Минимизировать такие риски крайне сложно. Можно с высокой степенью вероятности утверждать, что цели всегда будут разные. Был случай, когда директор предприятия поехал в Японию, примкнув к уже собранной группе руководителей одной крупной российской корпорации. В бизнес-туре представители этой компании предпочли «сакэ и сауну» и прочие развлечения вместо знакомства с успешным опытом управления. Естественно, директор был крайне разочарован.
file/foto/ikonka.pngКогда тур ограничивается лишь экскурсией по производству без обсуждения увиденного. Это можно выяснить из программы тура и принять решение о необходимости поездки в зависимости от ваших целей и бюджета. Вероятность неудовлетворенности в этом случае будет высока.

 

Как подготовиться к бенчмарк-туру

Для того чтобы получить в ходе бенчмарк-тура прозрение, которое воодушевит на изменения на своем предприятии, нужно не так уж и много:

file/foto/ikonka.pngсформулируйте цель поездки как задачу, которую нужно решить на своем предприятии;

file/foto/ikonka.pngвозьмите с собой одного-двух ключевых специалистов, которые заинтересованы в решении этой задачи;

file/foto/ikonka.pngперед поездкой соберите информацию о принимающем предприятии и сформулируйте, что именно вы хотите увидеть;

file/foto/ikonka.pngзапросите заранее у организатора данные других участников тура;

file/foto/ikonka.pngво время тура активно общайтесь со всеми гостями – они тоже носители ценного опыта и могут быть полезны вам в будущем. Напечатайте визитки или создайте заранее в мессенджере группу участников;

file/foto/ikonka.pngоткрыто делитесь своей проблематикой, запросите обратную связь. Большая часть участников тура с радостью откликнется на просьбу о помощи;

file/foto/ikonka.pngустраивайте со своей группой мини-обсуждения хотя бы один раз в день. Живые эмоциональные впечатления оставляют яркие воспоминания;

file/foto/ikonka.pngделайте записи в любой форме, которая разрешена организатором. Лучше использовать несколько форматов: блокнот, диктофон, фотоаппарат или смартфон;постарайтесь настроиться на поиск преимуществ. Исключите национальную привычку искать минусы и критиковать;

file/foto/ikonka.pngнастройтесь на бенчмарк-тур как на интересную работу, а не беспечный отдых. Сочетайте напряжение и расслабление;

После окончания тура в ближайшую неделю соберите своих коллег-участников, обменяйтесь впечатлениями и составьте перечень предложений о применении полученных инсайтов на практике.

 

 

Источник:https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/instrumenty-menedzhmenta/benchmark-tur-instruktsiya-po-primeneniyu/?fbclid=IwAR0_XJb6ahsnFhsOMx7eFR4ARC6RYkUNJoBdq2DORO7AJakNGuM-3BGLrvg