ДВУХРОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА ТРУДА
Чем реже человек меняет работу, тем сложнее ему сориентироваться на рынке труда. Топ-менеджеру, пожалуй, сложнее других. С одной стороны, он и сам не склонен часто менять место работы. А с другой, если он за короткое время сменил несколько мест работы, то как человек, еще недавно сам нанимавший сотрудников, понимает, что на него уже смотрят как на неудачника.
Пора отказаться от стереотипов и понять, что рынок труда это совсем не то, что сказал когда-то Карл Маркс: товаром на этом рынке является труд человека, а покупатель — работодатель, и он платит деньги за труд. Ну а покупатель, как известно, всегда прав. Легко убедиться, что по этим законам мы все и живем до сих пор.
Достаточно почитать описание вакансий на работных сайтах: в начале идут требования и обязанности, и в конце скромненько — условия, часто даже без указания уровня заработной платы.
Работодатель привык считать, что он главный на рынке труда, он выбирает, диктует условия, он всегда прав. Но специфика рынка труда (в отличие от других рынков) в том, что здесь и покупатель, и продавец выступают одновременно в двух ролях — продавца и покупателя. Пора понять, принять и использовать двухролевую модель рынка труда.
Топ-менеджер, находящийся в поисках нового места работы, может проверить это на себе. Сначала попробовать себя в роли покупателя своего будущего места работы. А затем он сможет использовать этот подход при найме сотрудников в своей новой компании, продавая свои вакансии как совокупность условий каждого рабочего места, значимых для соискателей. Конкурируя при этом с другими работодателями.
Самое сложное, пожалуй, это грамотно сформулировать EVP (ценностное предложение для рынка труда). Продвинутые работодатели уже задумываются и практикуют EVP для привлечения внимания потенциальных работников, понимая, что вакансию надо продавать. Для человека, ищущего работу, это пока непонятно, непривычно.
Итак, несколько советов для тех, кто выходит на рынок труда в качестве соискателя. Позиция покупателя: «Я выбираю, у меня должно быть несколько предложений от работодателей. Я понимаю, чего я хочу от новой работы. Какие условия работы, рабочего места меня устроят». Позиция продавца: «Я понимаю, чем я готов заниматься, в чем силен, что я умею делать хорошо, чему готов учиться. Я знаю, кто мой целевой работодатель».
Сложно, очень сложно выбрать человеку, что из его багажа знаний, умений навыков, личностных качеств, его потенциала более всего востребовано на рынке труда в текущей ситуации, сформулировать свое EVP для целевого работодателя. Каждый человек уникален. Это лучше делать с карьерным консультантом. Думаю, в ближайшем будущем и искусственный интеллект с этим не справится.
Составить «продающее» резюме после составления EVP намного проще. Именно сейчас, когда маятник рынка труда качнулся в сторону соискателей, именно топ-менеджеры, осознавшие себя в роли и продавца и в роли покупателя по разные стороны «прилавка», приняв двухролевую модель рынка труда, могут выстроить конструктивный диалог, задать импульс принципиально новым отношениям между работодателями и соискателями, начать говорить на одном языке.
Галина Веричева, менеджер спецпроектов «Кадровые технологии»: