КАК РУКОВОДИТЕЛЮ НЕ ОШИБИТЬСЯ ПРИ НАЙМЕ СОТРУДНИКА. Правила, о которых необходимо помнить
Сегодня поиск ключевых сотрудников ведется через рекрутеров — либо это привлеченная извне компания, либо собственная HR-служба. И многие руководители считают, что рекрутер скажет, кого принять на работу. Однако такое мнение ошибочно: решение всегда остается за руководителем, он должен не ориентироваться только на мнение рекрутера, а сам уметь оценивать кандидатов. На что обратить внимание и как минимизировать риск неправильного решения, советуют компании — участники Ассоциации рекрутинговых агентств Урала.
Стоимость ошибки найма прямо пропорциональна уровню позиции нового сотрудника
Конечно, есть в этих расчетах и погрешность, и риски. Сотрудники, в том числе и вновь нанятые, ежедневно принимают решения и действуют. Они могут реализовать идею «на миллион» или допустить ошибку, которая принесет компании серьезные убытки.
Есть несколько правил, придерживаясь которых можно повысить вероятность принятия правильного решения о найме.
Если работодатель желает, чтобы новый сотрудник остался с ним надолго, квалификация кандидата не должна быть выше (и, конечно же, не ниже), чем этого требуют задачи.
У кандидата уже есть примеры успешного решения кейсов, похожих на те, с какими придется столкнуться в компании будущего работодателя.
Перспективы должности должны быть сопоставимы с карьерными целями кандидата.
Ключевое: базовые ценности кандидата совпадают с корпоративной культурой работодателя.
Нечеткое техзадание на поиск увеличивает возможность ошибки
Поэтому изначально надо подготовить саму компанию к приему нового сотрудника, сделать так называемое «профилирование» должности — об этом, к слову, можно проконсультироваться у профессионалов-рекрутеров.
Другая популярная ошибка — путаница с системой оплаты потенциального специалиста. Найденный кандидат должен быть сильно смотивирован для работы в компании, чтобы реально и энергично включиться в процесс ее развития.
Сейчас уже все знают, что нужно предлагать кандидату более-менее хороший оклад. Но многие не могут определиться с премией. С чего ее платить новому сотруднику? С дохода, с прибыли, с маржи или, может, от какой-то другой определённой изменяемой величины, характеризующей результаты деятельности? Очень важно не ошибиться именно здесь. Причем уже на первой встрече с кандидатом нужно иметь четкое представление о предлагаемой системе премирования.
Умный кандидат всегда считает, что он будет получать через месяц, через квартал и через год. Важно, чтобы в правильность этих расчетов поверил не только кандидат, но и сам собственник компании. Такое доверие сможет объединить цели и задачи работника и работодателя на столько времени, на сколько это будет интересно обеим сторонам.
Ошибки вероятнее в компаниях сегмента МСБ — в них меньше формальностей, больше личного мнения
Чем занимается рекрутер (неважно, внутренний или внешний)? Первое — ведет поиск информации о подходящих кандидатурах, второе — оценивает кандидатов на соответствие тому описанию, которое ему предоставил заказчик, и третье — отбирает из пула подходящих и представляет на рассмотрение только тех, кто, на его взгляд, максимально близок к портрету. Если выбор не сделан, уточняется портрет, цикл повторяется.
От того, насколько четко описаны задачи, личностный портрет, условия, в которые попадает новый сотрудник, место и роль в команде, а также от того, насколько привлекательна мотивационная составляющая, зависят сроки подбора и его точность. И очень важна обратная связь по каждому представленному резюме, по каждому собеседованию с кандидатами, важно быть в диалоге.
Для нас, внешних рекрутеров, с этой точки зрения большая разница, c какими компаниями работать — крупными иностранными и федеральными или с региональным малым и средним бизнесом (МСБ).
В структурированных компаниях, где прописаны бизнес-процессы, где все максимально формализовано, выстроены процессы найма и адаптации, рекрутерам работать намного проще. А вот в компаниях МСБ часто приходится быть экспертами, консультантами по управлению бизнесом. Мы вместе с руководителем формулируем критерии эффективности нового сотрудника, задачи для него (не только на период испытательного срока, но и на перспективу). Чтобы сделать это качественно, рекрутеру надо разобраться в специфике бизнеса, в протекающих процессах, в межструктурных коммуникациях. Важно понять, как будет приниматься решение о найме, за кем последнее слово.
Часто приходится корректировать портрет, что называется, «по ходу пьесы», т. е. цикл работы повторяется неоднократно. А решение все равно будет принято интуитивно, по принципу «сердце ёкнуло», «нра»/«не нра», «химии не случилось».
Кадровые агентства дают гарантию на свою работу — это важно для работодателей
В IBC Human Resources знают, как вести профессиональный поиск руководителя, и готовы рассказать правила успешного подбора, проверенные в течение 25 лет работы на территории РФ.
Держите под контролем скорость и качество. «Топы» часто говорят, что человек «был нужен еще вчера». Скоростная гонка в поиске нужного профессионала — это не «Формула-1», а вдумчивый процесс оценки или тест-драйв рисков и преимуществ каждой кандидатуры на вакансию. Не гоните лошадей! Полноценно отсмотрите всех претендентов на вакансию в запланированные сроки.
Оцифруйте всю будущую деятельность нового сотрудника. Сформулируйте профиль нужного специалиста, какие задачи перед ним будут поставлены, какие компетенции приоритетны, какие результаты ожидаете через 1/3/6/12 месяцев. Ошибка рекрутера возникает в 50% случаев из-за неправильно сформированной задачи на поиск.
Подключите к подбору хэдхантера. Возможности «охотника за головами» безграничны и в поиске у конкурентов (при этом не разрушаются этические отношения с партнерами), и в уникальных базах. А реферальный метод — когда достойного кандидата рекомендуют — еще более продуктивен. Пирамида поиска у хэдхантера максимально широкая, что увеличивает воронку в несколько раз, нежели при внутреннем рекрутинге.
Воспользуйтесь ресурсами кадрового агентства. У штатного hr-менеджера нет времени на сорсинг, запрос рекомендаций, аналитику рынка, работу с кандидатами разных часовых поясов и переговоры, проведение десятков собеседований по заданной вакансии. Спешка и масса дополнительных задач мешают сосредоточиться. Рекрутер агентства весь рабочий день будет включен в поиск по вашей вакансии.
Измеряйте компетенции по методикам STAR, PARLA. Оцените у кандидатов уровень развития каждой компетенции. Дайте профессиональное задание, убедитесь, что оно выполнено в срок, проверьте рекомендации с нескольких мест работы от руководителя, коллег и подчиненных. Соискатели удивляют своими мастерскими презентационными навыками! Часто люди прекрасно себя «продают». Но еще чаще работодатели на собеседовании просто рассказывают о себе и своей компании в течение часа, а потом 15 минут задают вопросы, которые не дают понимания личности кандидата.
Верный процесс адаптации — начало успеха новичка в компании. Помните слова Эллиота Джекса про потенциал новых сотрудников: «Человек может быть неуспешен на работе из-за несоответствия мыслительного потенциала и занимаемой должности либо из-за некомпетентного руководителя». Это значит, что важна верная оценка знаний и компетенций и правильная адаптация. Сколько новичков успешно проходят испытательный срок в отделе? Может быть, это не ошибка рекрутера, а ошибка адаптации?
Ошибки неизбежны: невозможно узнать человека до конца в ходе собеседования или тестирования
Из практических шагов очень помогают две вещи. Первой я бы назвала устную проверку рекомендаций — звонок на предыдущее место работы, разговор с одним или двумя сотрудниками.
Конечно, это определенное искусство — разговорить человека и сделать так, чтобы он описал действительно имевшую место быть картину. В этом помогут такие вопросы:
С какими из перечисленных обязанностей (задач) кандидат наиболее успешно справится? Какие ему будут менее интересны?
Какие компетенции необходимо развить кандидату?
Что не получалось у него в работе?
Можете ли вы назвать достижения кандидата в вашей компании, что сделал и привнес именно он?
Чья была инициатива ухода? Взяли бы вы его обратно?
Также можно задать вопросы по конкретным фактам, чтобы перепроверить слова кандидата.
Второй способ — пригласить потенциального кандидата на пробный рабочий день. Посмотреть на человека в процессе, оценить, как он ведет себя в коллективе, как реагирует на просьбы или замечания.
Принимая человека на работу, оцените, не станет ли ему скучно у вас через пару месяцев
Но, к счастью, есть четкие процедуры оценки, которые помогут эти ошибки свести к минимуму. Мы можем дать несколько рекомендаций.
Четко определите профиль сотрудника, исходя из реальных задач. Может, не так важно высшее техническое образование, а нужны практические навыки. А может, наоборот — нужны фундаментальные знания в химии и высокая степень обучаемости, мотивации, поскольку в компании есть классная система обучения и наставничества, которая позволит в короткие сроки подтянуть новичка до нужного уровня.
Определите лиц, принимающих решение. Это должны быть люди, которые точно смогут оценить нужные навыки и компетенции. Иногда решение принимается интуитивно, но интуиция может подвести, куда более надежна оценка конкретных навыков и компетенций. Таким экспертом может быть рекрутер и линейный руководитель.
Рекрутер должен понимать, как он сможет оценить каждый навык, знания, личные качества. Аналогичный опыт работы — это хорошо, но, возможно, такой опыт будет неприменим в конкретной компании. Технические знания или узкие знания по какой-либо профессии лучше проверять либо прицельными вопросами, заранее заготовленными под конкретную вакансию, либо профессиональными тестами, либо техническим заданием. Личностные компетенции и мотивацию рекрутер может проверить разными методиками, используя и метод интервью по компетенциям, и кейсы, и проективные вопросы, и ролевые игры. Финальным шагом может быть стажировка на 1-2 дня на рабочем месте. Это лучший способ проверить, как сотрудник проявляет себя в работе.
Принимая решение по кандидату, лучше руководствоваться не ощущениями (показалось, чувствую, что-то не то, не «щелкнуло»), а четким пониманием, в чем соответствует кандидат профилю, а в чем нет. Если он не гибкий, это можно подтвердить примерами его ответов, его поведением на интервью.
Глубоко оцените мотивацию кандидата. Компании вряд ли нужен самый классный специалист с этого рынка, если он в итоге через два месяца работы уйдет и скажет, что ему скучно. И в этом будет ошибка подбора (при том, что профессионально и личностно кандидат подходит на 100%). Поэтому одним из наиболее важных этапов в подборе является оценка мотивации кандидата и умение сопоставить ее с возможностями нашего предложения.
«На рекомендации надейся, но интуиции тоже доверяй»
Почему так важно обращать внимание особенно на ценности? Потому что человек в условиях неопределённости, отсутствия чётких инструкций и плана действий при локальном кризисе — а это все возможно в любой компании, — будет принимать решение, опираясь только на свои базовые ценности. Нужно, чтобы его крейсерский путь совпал с вашим.
В конечном счете можно довериться своей интуиции. Она — ваш капитан, она не подведет, даже когда десятки тестов покажут «идеальный профиль кандидата». В конце концов, соискатели умеют хорошо себя продавать и правильно отвечать, но только ваше лидерское чутье подскажет, все ли в порядке.
ИСТОЧНИК: https://ekb.dk.ru/news/237146554