ПОЧЕМУ НЕЛЕГКО РАССТАВАТЬСЯ С ВЕТЕРАНАМИ И ЭКС-ЦЕННЫМИ СОТРУДНИКАМИ?
Эксперты АРАУ делятся своими мнениями в статье свежего номера журнала «Управление персоналом»
Консалтинг заказчиков - обычно заказчики на подбор персонала получают от вас его бесплатно, в “пакете”. А как сейчас? Не пора ли выставить ценник?
При подборе персонала мы всегда делаем экспертизу вакансии, оцениваем профиль относительно рынка труда и сопоставимости задач и требований и даем заказчику наши комментарии и рекомендации. Это, конечно, входит в пакет подбора персонала, и это не будет у нас платной услугой, поскольку это то, что позволяет прийти к нужному результату в подборе для заказчика, это тот сервис, который получает заказчик, обратившись в хорошее кадровое агентство. Кроме этого, мы курируем сотрудника (найденного нами) в период испытательного срока, это тоже часть услуги.
Если же для заказчика, особенно для тех, у кого нет собственного HR-менеджера, есть актуальная потребность в разработке системы адаптации, ее внедрении и оценке сотрудников после испытательного срока, то это уже отдельная услуга, которая является платной. Или важно помочь оценить действующий персонал, чтобы понять эффективность и принять правильные решения для бизнеса.
Возможно, в текущей ситуации Заказчику нужна будет помощь в высвобождении персонала, в проведении выходного интервью, в консультировании высвобождаемых сотрудников по рынку труда и поиску новой работы. Это позволит работодателю сохранить свою репутацию на рынке труда и максимального корректно расстаться с сотрудниками. И это тоже будет отдельная услуга – аутплейсмент.
Карьерный консалтинг - чем и как вы помогаете кандидатам, и как строится система гонораров?
Карьерное консультирование – услуга, которую предлагают ряд кадровых агентств для кандидатов, которые испытывают сложности в поиске работы, выборе профессии, дальнейшей карьере и т. п.
Хочу отметить, что кадровые агентства не берут деньги с кандидатов за самотрудоустройство. На все вакансии, открытые в агентстве, кандидат рассматривается бесплатно. Услуги оплачивает работодатель. Поэтому советую всем кандидатам отправлять свое резюме и активно рассматривать уникальные вакансии агентств.
Также сейчас есть возможности по бесплатному разбору резюме, которые предоставляет, например, наше рекрутинговое агентство в период пандемии коронавируса. Знаю, что и ряд других рекрутеров это предлагают, можно подписаться на разные аккаунты в Facebook и Инстаграмм и отслеживать полезные материалы и возможности.
Карьерное консультирование – это платные услуги, в рамках которых в формате индивидуальной консультации (сейчас пока онлайн) можно разобрать конкретную ситуацию, связанную с поиском работы, сменой профессии, профориентацией, принятием карьерных решений, получить консультацию по своей сфере по рынку труда и др. Стоимость услуги формируется индивидуально за 1 консультацию длительностью 1-2 часа. Как правило, эта услуга включает в себя предварительную работу с кандидатом для выяснения запроса, заполнение анкеты и предварительную оценку ситуации консультантом, и после самой консультации даются советы рекомендации, составляется план действий, отправляются необходимые полезные материалы.
Какие новые отрасли рванут вверх после кризиса, и готовы ли вы помочь им искать и находить людей?
Прогнозировать сложно сейчас. Мы понимаем, что сейчас в цене IT-специалисты, и эта отрасль получает новые витки для развития. Многие компании вынуждены переходить на онлайн-работу, обучение, продажи, доставки, автоматизировать многие процессы. Думаем, что после возврата в офлайн, часть компаний поймут, что многие бизнес-процессы эффективно работают и по-другому, часть останется в онлайн. Соответственно, возрастет спрос и на специалистов по интернет-продвижению (smm-щики, интернет-маркетологи, контент-менеджеры), аналитиков, специалистов по работе с данными, спрос на разработчиков и других IT-специалистов, в том числе в сфере информационной безопасности. Всегда будет спрос на эффективных специалистов по продажам. При этом специалисты в сфере проектирования, производства, и ИТР и рабочие будут востребованы.
Онлайн-продажи и логистика, скорей всего, вырастут даже после окончания пандемии, поскольку часть людей привыкнут к такому формату и оценят их преимущества.
Мы готовы будем оказывать услуги по подбору любых квалифицированных специалистов и руководителей, вместе с заказчиком формировать профиль и искать кандидатов даже на те профессии, которые только начинают свое развитие.
Елена Киселева, директор агентства рекрутинга «Люди Дела», вице-президент по PR Ассоциации рекрутинговых агентств Урала.
Кого из специалистов лидерам придется сегодня “срубить” как любимый и выращиваемый годами “вишневый сад” (с жалостью и с сожалением)?
Когда рубят «вишневый сад», который был возделан с любовью, то испытывают сожаление ко всему саду, к каждому взрослому дереву и к каждой молодой поросли, потому что каждое растение в нем было продумано, поливалось, лечилось от болезней, оберегалось от заморозков и насекомых. Если руководитель компании творец, не просто инвестор, которому интересно изучать растущие рынки, и который видит за отраслью только цифры инвестиций, то творцу жаль свой сад как сущность бытия, как детище.
Есть сейчас компании, которые «рубят весь сад», и рубить им приходится быстро, а это значит, что весь персонал, для начала, отправлен в отпуска, затем кадры будут уволены по собственному желанию, и если они хотят компенсаций, то они будут получать их через суд. Несмотря на то, что сейчас введен мораторий на банкротства, они, тем не менее, начнутся позже, и тогда точно период получения компенсаций персоналом затянется вплоть до окончания всей процедуры банкротства. И если у компании нет ликвидности, то в настоящее время даже через судебные процедуры персонал не сможет получить компенсации.
Если рынок компании остался, но при этом упал от 30 % до 90 %, то чаще всего увольняются те, кто выполнял вспомогательные функции, поддерживающие, обеспечивающие и все те, чью деятельность можно перенести в аутсорсинг. До последнего собственники постараются сохранить топ-менеджеров, причем тех, кто многофункционален, кто может совмещать несколько должностей и функций, кто имеет положительную историю виденья новых направлений, умеет быстро и резко принимать решения, вести кризисные переговоры не только с сотрудниками, но и гос. органами, силовыми структурами. С такими топ-менеджерами собственники готовы создать партнерские отношения, давать им долю в бизнесе. Поэтому, если вы занимаете сейчас должности, условно, «процессные», проектировщики, рекламные и маркетинговые специалисты, сотрудники кадровой службы и бухгалтерии, колл-центра, продавцы-консультанты в отраслях, особенно пострадавших от кризиса, рекомендую срочно искать работу.
Куда смогут пойти трудиться специалисты и топы обанкротившихся в апреле фирм? Кто их ждет?
Банкротства в широком смысле в апреле не будет, они начнутся позже, когда будет снят мораторий. С другой стороны, рыночный кризис начался давно, и уже в 2019 году потребительские рынки, рынки услуг, развлечений, автомобильный сектор, сектор недвижимости почувствовали наступление кризиса, поэтому есть текущие процедуры банкротств. Те, кто сейчас находится в отпуске за свой счет, будет уволен и надо искать работу. Прежде всего, следить за инфо повесткой федеральных каналов министерств промышленности, экономического развития и здравоохранения. Из последнего – более 5,2 млрд рублей выделено на производство реанимобилей, более 2,5 млрд на лизинг для компаний каршеринга. Это значит, что в тех отраслях, где будет происходить федеральное инвестирование, там и будут рабочие места, даже в увеличенном спросе. Сейчас на 200 % а то и 300 % загружены швейные предприятия, предприятия по производству защитных медицинских костюмов и масок, наблюдается всплеск разработок программ по дистанционной коммуникации, усовершенствование уже имеющихся, мобильных приложений, а ведь этим компаниям нужны не только непосредственно разработчики, а и организаторы процессов, сопровождение PR программами, рекламой, финансами, мотивацией и организацией кадрового процесса. А значит, будут востребованы финансисты, рекламщики, кадровые сотрудники. Только от них потребуются новые навыки, умения и особая гибкость применения форм менеджмента. По-прежнему высокая потребность в специалистах всех уровней в сельском хозяйстве, робототехнике, образовании, обучении и повышении квалификации, в их дистанционном виде, что, несомненно, двигает развитие новых форм образования.
Как поступят лидеры компаний, сокращая издержки? Какие расходы первыми сократят компании (офисы, энергию, проекты новые, персонал)?
Сокращается все, что не позволит работать в «0», как минимум. Потому что быстрое или медленное накопление издержек – это путь к банкротству. Те бизнесы, которые сейчас работают с прибылью, отрабатываю госзаказ, или используют волну «коронакризисных» потребностей, не факт, что так будут работать через пару месяцев, поэтому сокращают издержки все. Сокращаются все постоянные издержки, в первую очередь – офисные площади, хозяйственные нужды, фонд оплаты труда, доставка персонала, численность, штатные единицы, время занятости сотрудников, обучение, рекламные затраты, дивиденды, и так далее. Опытные предприниматели не сокращают издержки медленно, они уже сделали все возможное в апреле, и сейчас получают консультации у специалистов по банкротству, на всякий случай, ищут инвесторов, либо способы, как перекредитоваться, продать бизнес на перспективу будущего развития, и так далее. «Тянуть нельзя сокращать» – каждый предприниматель уже поставил для себя запятую однозначно.
Екатерина Карпенко, директор компании «Тирс»
Как в кризис компании мотивируют людей, или страх остаться вне интереса работодателей - основной мотиватор?
Рынок труда замер. Маятник рынка труда еще не качнулся резко
в сторону работодателей. Компании стараются удержать ценных сотрудников. Что держит персонал? На первом месте – страх остаться без работы, для всех сейчас важна стабильность. Синица в руках – лучше, чем журавль в небе. По этой причине подбирать персонал стало сложнее. Особенно, когда это связано с прямым поиском. Если человек работает, если еще не вышел на свободный рынок труда, он, как правило, не готов обсуждать вакансии.
Большое значение в удержании сотрудников имеет их лояльность компании, руководителю (собственнику), вера в то, что все наладится. Сотрудники ценят прозрачность открытость со стороны руководителей, им важно понимать, какие перспективы у компании, сколько нужно потерпеть, важно снизить уровень тревожности.
Кого завтра будут считать новым “вишневым садом”? В кого готовы вкладываться сегодня компании?
Это те, кто способен быстро адаптироваться к изменениям, кто способен быть эффективным в условиях изменений.
Еще больше будет цениться сотрудник (менеджер) – fast tracker, человек, который быстро принимает решение, быстро действует. Модная тема «борьба за таланты» отойдет на второй план. В цене будут потенциальные сотрудники. Что это значит, как оценить потенциал? Это способность быстро усваивать большие объемы информации, применять новые знания в своей работе; учиться на своих ошибках, рефлексировать и не наступать на грабли дважды.
Надолго ли компании отказались от услуг внешних тренеров?
Возможность онлайн-обучения, безусловно, сильно повлияло на рынок обучающих продуктов. Традиционный формат тренингов уйдет в прошлое. Внешние тренеры будут привлекаться для комплексных развивающих проектов, под конкретную задачу, с пониманием, какие приращения получит бизнес, как можно оцифровать эти приращения, с посттренинговым сопровождением. Тренеры – только практики, те, кто не только знает, но и умеет делать то, чему обучает. И как бы ни ругали коучинг, он будет играть все большую роль в развитии сотрудников.
Галина Веричева, директор по развитию, Компания «Кадровые технологии» Тест