ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ: БЕНЧМАРК-ТУРЫ
АВТОР: Сергей Николаевич Остапенко, ведущий российский эксперт в области повышения эффективности и конкурентоспособности, член-корреспондент российской Академии проблем качества, директор компании "Консультационный СИТИ-Центр"
АВТОР: Подгайская Марина, директор Компании «Кадровые технологии», вице-президент по развитию Ассоциации рекрутинговых агентств Урала, соавтор проекта «Люди и Технологии» - (бенчмарктуры на передовые предприятия Урала), к.п.н.
Часть 1. Производственный туризм. Зарождение бенчмарк-туров.
С одной стороны, «бенчмарк-тур» как разновидность производственного туризма, с ростом интереса к развитию промышленности в целом или некоторых ее аспектов в отдельности, таких, например, как производительность или производственная безопасность только начинает развиваться.
С другой стороны, для очень небольшого количества российских предприятий бенчмаркинг уже стал одним из ключевых факторов развития конкурентоспособности и интегрирован в стратегическое управление и регулярную деятельность.
Об истоках возникновения промышленного туризма, имеющем глубокие исторические корни и уже полуторавековой опыт – в этой статье.
История возникновения промышленного туризма.
Бенчмарк-тур вполне можно считать особой разновидностью промышленного туризма, ведущего свой отсчет с 19-го века. По данным из печатных источников первым предприятием, открывшим свои двери для посетителей в 1866 году, был завод Jack Daniel's. Эту дату принято считать началом промышленного туризма.
Взрывного роста и распространения такой практики не последовало. Это было вполне естественным в эпоху роста внимания к защите от конкуренции и резкого развития патентного права.
В 1930 году компания «Peugeot» пустила туристов на свой завод в Сошо, а в конце 1940-х компания «Kronenbourg» открыла для посетителей свои страсбургские пивоварни.
Любопытным примером политики открытости уже нынешней эпохи стал уникальный проект компании Volkswagen Gläserne Manufaktur (фабрика из стекла) - одна из достопримечательностей Дрездена. Необычный по своей архитектуре комплекс сооружений, построенных в 2002 г. демонстрирует игру слов с двойным значением прозрачного и стеклянного, относящегося как к оптической прозрачности, так и к прозрачности производственного процесса. Сегодня на этой фабрике происходит сборка трех моделей этой автомобильной марки. Прозрачные стены позволяют непосредственно наблюдать за процессом сборки автомобилей прямо с улицы.
Изначально свои двери предприятия открывали в целях прямой рекламы потенциальным клиентам - физическим лицам. Это делали кондитерские фабрики, заводы по производству пива, безалкогольных напитков и даже автомобилей.
Позже идея развивалась и привлечение к производственному процессу посторонних в роли наблюдателей стало служить цели формирования доверия к бренду компании. С осознанием последствий политики открытости и сотрудничества начал развиваться и индустриальный туризм как обмен передовым опытом между компаниями. Для некоторых стран, таких как Япония, эта идея даже стала неотъемлемой частью внутренней промышленной политики.
Индустриальный туризм в России.
В России в 30 годы ХХ века вместе с индустриализацией стал активно развиваться обмен опытом между промышленными предприятиями. Широко практиковались поездки в другие компании. Профессиональное любопытство и амбициозные цели подталкивали активистов поехать на завод в противоположную точку страны. «Почему они выпускают больше, чем мы? В чем особенности технологии? Как это организовать?» эти и другие вопросы занимали умы управленцев той эпохи.
Государственное экскурсионное акционерное общество «Советский турист» в то время выпускало листовки с маршрутами производственных экскурсий: по металлопромышленности (чёрной металлургии, цветной металлургии, электропромышленности, машиностроению); по горной (каменноугольной, меднорудной, соляной, нефтяной); по химической (основной, спичечной, фарфоровой); шёлковой, шерстяной, хлопчатобумажной и другим видам промышленного производства.
При этом в стране, в силу известных причин, развивался и прямо противоположный вектор. Появившийся в начале 20-х годов ЦИТ (Центральный Институт Труда), возглавляемый основоположником российской НОТ А.К. Гастевым, не смог стать законодателем моды в промышленности.
Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук. Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени сворачивается работа ЦИТа и местных институтов труда. Можно вспомнить еще и то, что появившийся в то время приоритет внимания к производству товаров группы «А» - «средств производства» в ущерб производству товаров народного потребления - группы «Б», надолго переключил внимание производственников в технократическое и технологическое русло, отодвинув надолго гуманистический и научный подход к организации рабочих процессов.
Феникс из пепла.
Конец прошлого и первую декаду этого века для России в промышленности многие посчитают временем большой неопределенности, когда интерес не только к промышленному туризму, а целом к промышленности на всех уровнях оказался близким к нулю. Промышленные предприятия, пережившие перестройку и переход к рыночной экономике, остались в явном меньшинстве. Немногие из них сохранили свою жизнеспособность, выстояли, сохранив свою уникальность. В период возникновения инвестиционной привлекательности России возникли и предприятия с иностранным капиталом и новыми технологиями в том числе – технологиями управления.
Сегодня промышленный туризм вошёл в федеральную повестку как часть более общей задачи развития туризма и инвестиционной привлекательности. И уже на государственном уровне признается его ценность и осуществляются некоторые, хотя пока еще слабые, действия.
В 2017 году был учреждён Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации, задачами который годом позже представил концепцию «Карты промышленного туризма Российской Федерации». Для подготовки Карты была собрана и систематизирована информация от 56 регионов России, состоящая из объектов показа, описания туристских маршрутов, средств размещения и прочего.
Задачи промышленного туризма сформулированы следующим образом:
Профориентация для школьников и студентов
Обмен знаниями между специалистами предприятий
Повышение инвестиционной привлекательности регионов РФ
Презентация территориальных брендов и продукции
Организация бизнес-миссий для профессиональных покупателей и продвижения экспортного потенциала
Развитие внутреннего и въездного туризма регионов РФ
За год работы Совета по развитию промышленного туризма в Российской Федерации было сформировано около 20 трансграничных маршрутов и десятки межрегиональных маршрутов промышленного туризма, которые посетили сотни тысяч туристов и экскурсантов.
В Стратегии развития туризма в России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 20 сентября 2019-го, появилась формулировка, гласящая, что промышленный туризм - это "посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему".
Согласно исследованию специалистов Оренбургского государственного университета по состоянию на 2017 год лидером среди регионов по количеству предприятий, проводящих промышленные экскурсии на регулярной основе, стал Приволжский федеральный округ. Среди активистов промышленного туризма в России — Урал, Удмуртская Республика, Волгоградскаяи Вологодская области. Но в масштабах страны – это мизер.
Если в условиях плановой экономики открытость предприятий не была проблемой, то развитие промышленного туризма в условиях конкуренции встречает серьезные препятствия.
Неготовность открывать двери в большинстве случаев вызвана страхом перед конкурентной разведкой, нежеланием отвлекать ресурсы на организацию встреч и многим другим.
И неудивительно, что в многостраничном списке первого русскоязычного интернет-путеводителя по лучшим производственным компаниям мира “Промышленный туризм” http://www.up-pro.ru/specprojects/prom-turizm/?page=9 большинство компаний иностранные.
О том, какая ценность для предприятий может быть получена в «бенчмарк-туре», какие тренды существуют в мире и как не попасть в западню собственных иллюзий отправляясь в подобный тур – в следующей статье
.